Основы скаутского воспитания и самовоспитания (статья по теме самообразования)
Основы скаутского воспитания и самовоспитания
Лобачев С.Н.
С развалом Советского Союза и образованием Российской Федерации остро встал вопрос об объединении детей с детские и юношеские организации. Действительно, идеологически институт пионерии прекратил свое существование, а свободную нишу надо было чем-то занять. Опасность пустого пространства в этой области осознают, конечно же, все. Это может подтолкнуть детей в организацию не совсем законного характера, к бродяжничеству и другим подобным явлениям, так как «природа не терпит пустоты».
Стоило обратиться к опыту прошлых столетий. Ведь если посмотреть с исторической точки зрения, то первой детской организацией были именно скауты. Впоследствии, после революции, организация была объявлена вне закона, а руководство ее или казнено, или скрылось за границей. Именно скауты стали прародителями таких советских детских организаций как «Юные коммунисты» и пионеры. Просто вера в Бога в этих организациях была заменена на идеологическую составляющую. Плохо это или хорошо, судить не нам. Стоит только отметить, что пионерия достаточно эффективно справлялась с проблемами организации детского досуга и воспитанием. Но, в виду изменившейся идеологической обстановки в стране, эффективность данного института снизилась. А вот фраза из Обещания скаута «...исполнять свой долг перед Богом и Родиной и жить по законам скаутов...», не теряла актуальности ни в какие времена.
Именно поэтому я считаю, что возрождение школьных организаций необходимо проводить именно в ключе скаутского движения. В России существует несколько скаутских организаций. Связанно это в первую очередь с возвращением из рядов эмиграции скаутов в Россию. Однако я хочу остановиться и поговорить о Братстве православных следопытов, как об организации, учредителем которой является Русская Православная Церковь.
Какие же методики воспитания и самовоспитания ставит эта организация перед своими участниками? Чтобы разобраться в этом, давайте обсудим Законы православных следопытов.
Первый закон гласит: «Честным словом обещаю исполнять свой долг перед Богом, Родиной и ближними». Этот закон сразу же раскрывает три основных направления служения скаутов. Православный следопыт - это, в первую очередь, православный человек. Причем православный не на словах, а на деле. Конечно же, в Братство принимаются и не воцерковленные люди, но они самостоятельно проходят свой путь к Богу без давления и без понукания. Они находят Бога для себя в своем служении Родине и ближним.
Второй закон гласит: «Следопыт честен». Эта честность в первую очередь подразумевает честность перед собой. Будучи честным по отношению к себе, человек по другому смотрит на весь мир.
«Долг следопыта - быть полезным и помогать другим» - звучит третий закон Православных следопытов. Конечно же, если человек ставит перед собой цель помогать ближним (а ближний это не только родственник, но и любой другой человек), то он по-другому смотрит на мир. Не эгоцентризм ставится во главу угла, а польза другим, а через эту пользу приходит и польза себе, главное не ставить самоцелью получение максимальной пользы себе в ущерб другим.
Четвертый и пятый законы говорят, что следопыт друг всем и он вежлив и скромен. Именно смотря на ближнего как на друга, ища в нем прекрасное и доброе, забывая о своей гордыни, можно создать что-то полезное и для общества и для своей души.
В шестом законе говориться, что следопыт - друг природы. Видя в природе красоту творения Бога, следопыт не может умышленно и из баловства навредить ей.
Следопыт с готовностью исполняет наставления своих родителей и руководителей. И самое главное, что эта готовность идет не «из-под палки», а из глубины души. Православный скаут выполняет свой долг не по каким-то приказам или угрозам, а потому что он - христианин.
Следопыт не унывает и никогда не падает духом. Уныние - страшный грех, так учит Православная Церковь. Унывая, человек сомневается в Боге и в его делах и творениях. А практически - престает нормально работать. А девятый скаутский закон именно так и звучит: «Следопыт трудолюбив и настойчив».
И наконец, очень важная мысль: «Следопыт чист в мыслях, словах и делах». Именно такие люди и могут творить действительно великие дела.
В заключении хочется сказать, кто же такой православный следопыт. Православный следопыт - это человек, который ищет следы Христа в своей жизни и окружающем мире, и помогает найти их другим людям. Вот на этом и строится вся воспитательная система скаутинга. А организационные вопросы, это уже дело второе.